АСОЦІАЦІЯ  ЯХТСМЕНІВ - ВЕТЕРАНІВ МІСТА КИЄВА

"КИЇВСЬКІ ВІТРИЛА"

Владимира Бузовского
Вітаю Вас, Гість · RSS Четвер, 21.09.2017, 20:51










Главный человек в парусном спорте послевоенного периода г. Киева и Украины
 
Владимир Петрович Бузовский
(06.11.1909 - 09.11.1970)

Владимир Петрович Бузовский - первый в послевоенные годы киевский общественный тренер парусного спорта, организатор водно-моторного клуба при Киевском горсовете, чемпион СССР по водно-моторному спорту, председатель киевской городской и Республиканской федераций парусного спорта.

Владимир Петрович закончил Киевский политехнический институт (с 1934 по 1948 назывался Киевским индустриальным). После окончания института работал инженером, затем ведущим инженером з-да «Ленинская Кузница». Со средины 30-ых семья стала посещать заводскую водную станцию, которая находилась на стрелке Рыбальского острова, сотрудничал с Петром Лукьяновичем Белозоренко.

В начале 41 года Владимир Петрович подготовил к защите диссертацию по теме «Корабельные силовые установки».
В начале войны семью – супругу Валентину Петровну и сына Олега отправил в эвакуацию в Башкирию (Уфа). Надеялись, что через пару месяцев они уже смогут вернуться. Валентина Петровна и сын Олег уехали с летними вещами, которые брали с собой на отдых в деревне под Киевом.

Владимир Петрович был мобилизован из запаса с предписанием в Днепровскую флотилию, находившуюся на то время в Пинском районе. Но, поскольку попасть в свою часть было невозможно (территория дислокации была под угрозой окупации), командование вернуло его в Киев. Участвовал в ремонте и наведении Цепного моста, разрушенного после первых бомбардировок Киева. Затем продолжил службу в сухопутных частях командиром артбатареи под Киевом. После тяжелого ранения и контузии в «киевском котле» в бессознательном состоянии Владимир Петрович попал в плен – оставленный без офицерской формы был как рядовой направлен в один из лагерей в Киеве. Впоследствии совершил побег, скрывался не у родителей, а у знакомых, затем перебрался на левый берег и с наступающими войсками осенью 1943 вошел в Киев. По вызову Владимира Петровича семья вернулась в Киев 3 апреля 1944 года.
До мая 1945 года служил во Внутренних войсках, освобождая Киев от бандитских формирований. День Победы отметил автоматной очередью-салютом из ППШ прямо из окна квартиры.

По окончании войны продолжать работать на заводе «Ленинская Кузница» не представилось возможным - мнение парторганизации завода о восстановлении в рядах партии, поскольку были «потеря» партбилета и плен, - было отрицательным. На что Владимир Петрович ответил: «Я партбилет не терял, а как был большевиком – так им и останусь!». Дальнейших гонений не было, но и продолжения карьеры и льгот на очередность получения квартиры взамен разрушенной в период оккупации без удостоверения «Ветерана войны» – также.

Весной 1946 года Владимир Петрович был назначен начальником на новый спортивный объект - Водно-моторную станцию с официальным названием «Водно-моторный клуб» (ВМК) при Киевском горсовете. Одним из направлений деятельности ВМК было техническая поддержка и обслуживание соревнований по водным видам спорта - гребле, парусу, плаванию, водному поло. Для обсуждения предстоящих соревнований все городские федерации по водным видам спорта собирались на ВМК. При клубе находилась мастерская-верфь по производству гребных суден – шлюпок для народной гребли, а также хорошо оборудованный открытый 50-метровый бассейн с вышкой для прыжков. ВМК в то время находился на правом берегу Днепра в районе нижней водокачки ЮЗЖД. В то время довоенная Набережная заканчивалась примерно в 400 м. выше по течению. Здание водной станции ВМК было в двух уровнях – с Набережной два этажа, у Днепра – три, по периметру третьего этажа шла галерея. Внизу располагалась мастерская, где работал шлюпочный мастер Тукаленко. 


        Владлен Лалтионов, Владимир Бузовский, Петр Томашевский    
 
          
В послевоенные годы все водные виды спорта приходилось возрождать с «нуля», в том числе и парусный флот, яхты для кторого собирали по всему Киеву: на «Воднике» - М-20 «Зыбь», в «Науке» - «Прибой», на ВМК – двухшвертная Р-30 «Марат», на которой ходил Петр Томашевский, «Салют» Игоря Ильюшина, «Победа» Надежды Христиановской, М-20 «Шторм». В 1952 году начатое до войны строительство Набережной продолжилось и ВМК переместился на Левый берег – на Предмостную слободку, ныне район Гидропарка. От Почтовой площади к Предмостной и Никольской слободкам ходил катер.

Под эгидой киевской федерации водно-моторного спорта и при активном содействии ВМК, начиная с конца пятидесятых в киеве проводились гонки на катерах «КС» (тип «Крылья Советов», г.Сормово) и лодках с моторами Л-6 и Л-12. Эти лодки ходили приблизительно с одной скоростью и неторопливо «утюжили» Матвеевский залив. Затем появились скутера, на которых Валерий Ридер в 1963 году стал чемпионом СССР. Он же в свои 14 лет был рулевым яхты класса «Олимпик».

Владимир Петрович до конца 50-ых участвовал в первых послевоенных первенствах Украины по парусному спорту на яхтах и в гонках катеров КС, где занимал призовые места. В годы руководства городской и Республиканской федерациями по парусному спорту Владимир Петрович активно занимался техническим обеспечением яхт-клубов спортивных обществ Украины, а также членов сборных команд республики и городов новой материальной частью. В это время проводились семинары тренерского состава и занятия в школе судей. Именно благодаря Владимиру Петровичу закладывался фундамент для последующих успехов украинских яхтсменов.

В книге «Все о спорте», вышедшей первым изданием в 1967 году, размещены материалы о Бузовских Владимире и Олеге и о Валентине Манкине как о выдающихся спортсменах и спортивных деятелях того периода. В 1970 году Владимир Петрович по состоянию здоровья оставил работу в клубе, но еще несколько лет продолжал работать в федерации парусного спорта Украины.

© О.Бузовский, запись Л.Котляр, 2010

Переходящий Кубок памяти Владимира Петровича Бузовского учрежден в 2007 году Ассоциацией ветеранов-яхтсменов парусного спорта города Киева и сыном Владимира Петровича - Олегом Владимировичем, и присуждается ветерану-яхтсмену парусного спорта – участнику Всеукраинской регаты «На Добрый Спомин», который начинал свою спортивную деятельность под началом Владимира Петровича Бузовского.

Победитель переходящего Кубка определяется по итогам регаты «На Добрый Спомин» (четырех гоночных дней) на основании совместного представления судейской коллегии, оргкомитета регаты, О.В.Бузовского и Ассоциации яхтсменов-ветеранов «Киевские Паруса», о чем свидетельствует надпись на постаменте переходящего Кубка.
 
Copyright MyCorp © 2017
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0